
Польша: катастрофы МиГов — «рука Москвы» или ключ к закупке F-35 у США
Самолеты МиГ-29, по-прежнему находящиеся на вооружении ВВС Польши, на протяжении десятилетий зарекомендовали себя блестяще. Кроме прекрасных боевых характеристик, они отличились также высокой надежностью в эксплуатации: в течение почти 30 лет их службы не произошло ни одной авиакатастрофы.
И вдруг последние месяцы принесли целую серию трагедий: буквально раз в полгода разбивался один МиГ-29. В чем же дело? Что вдруг изменилось?Первые самолеты МиГ-29 появились в Польше в 1989 году — во времена совсем неблагоприятные для советской военной, как, впрочем, и для каждой иной, техники родом из СССР. Когда они прилетели на военный аэродром в Минске Мазовецком (город, входящий в варшавскую агломерацию, расположен в 30 км на восток от польской столицы), в стране заканчивалась эпоха Польской Народной Республики, новые власти начали резкий поворот на Запад, к «западным ценностям» и к западным же союзникам.
ПНР намеревалась купить более ста таких МиГов, однако дело ограничилось всего лишь двенадцатью машинами. К тому же уже в 1991 году была распущена Организация Варшавского договора, а затем распался Советский Союз. Польские пилоты, которым удалось полетать на новых МиГах, были восхищены этими машинами. За банальным утверждением о том, что это был самолет мирового класса, скрывались конкретные факты: отличный радар, боевые ракеты значительной дальности, первоклассное навигационное оборудование, прекрасная маневренность.
Восторженные мнения о самолете со стороны польских летчиков привели к парадоксу: несмотря на то, что «новая» Польша усиленно рвалась в НАТО, в 1996 году власти решили расширить парк этих машин, причем очень нетипичным методом.
С Чехией был проведен обмен 11 новых вертолетов марки «Сокол», производимых в Польше, на 10 МиГов, находившихся на вооружении чешских ВВС.Чехословакия до распада Организации Варшавского договора успела купить 20 таких самолетов, а затем — после раздела страны — Чехия и Словакия поделили их пополам. Чехи не кричали о «российской военной угрозе» и никогда не имели милитаристских склонностей, поэтому охотно избавились от своих дорогостоящих и смертоносных игрушек.
Позже польской военной авиации подвернулся еще более выгодный вариант получения очередных МиГ-29. На момент объединения Германии в ГДР было 24 машины этого типа. Стали они для НАТО ценным трофеем, причем с очень практическим значением. Немцы высылали эти машины на всевозможные учения, поскольку каждый американский, британский или французский ас мечтал испытать свои силы в воздушном поединке с самым грозным противником, каким был тогда МиГ-29. И свои машины немцы заездили почти насмерть. А затем решили продать Польше по символической цене — 1 евро за самолет (таким образом избежали налога на подарок).
В итоге Польша получила 22 таких самолета (из 24 машин родом из ГДР одна разбилась в Германии уже после объединения, а одну немцы оставили у себя в музее на память). Из полученной партии самолетов только 10 машин после серьезных ремонтов удалось поставить на вооружение польских ВВС. Остальные были использованы как своего рода магазины запчастей во время ремонтов, а два из них попали в музеи как выставочные экспонаты.
Свежие комментарии